Означает ли рождение начало жизни, а смерть — ее конец? Жили ли мы раньше? Такие вопросы обычно ассоциируются с религиями Востока, где принято считать, что жизнь человека длится не только от колыбели до могилы, но и миллионы веков, и где идея перевоплощения признается практически всеми. Великий немецкий философ девятнадцатого столетия Артур Шопенгауэр однажды заметил: «Если бы азиат попросил меня дать определение понятия «Европа«, я был бы вынужден так ответить ему: «Это часть мира, где слепо и упорно верят в то, что человек был создан из ничего и что это рождение есть его первое появление на свет».
Действительно, материалистическая наука, господствующая идеология Запада, веками пресекала проявления сколько-нибудь серьезного интереса к проблеме предсуществования и возможности существования сознания отдельно от тела. Тем не менее на протяжении всей истории Запада находились мыслители, которые понимали и пытались отстоять концепцию бессмертия сознания и переселения души. А огромное количество философов, писателей, художников, ученых и политических деятелей серьезно задумывалось над этой идеей.
Древняя Греция
Среди древнегреческих философов, в чьи учения идея реинкарнации вошла неотъемлемой частью, можно назвать Сократа, Пифагора и Платона. В конце жизни Сократ сказал: «Я нисколько не сомневаюсь в существовании того, что называют новой жизнью, и в том, что живые восстают из мертвых». Пифагор утверждал, что помнит свои прошлые жизни, а основные труды Платона содержат примеры подробных описаний перевоплощения. Вкратце суть его теории в том, что, влекомая чувственным желанием, чистая душа из мира абсолютной реальности падает на землю и облачается в физическое тело. Сначала опустившаяся в этот мир душа рождается в образе человека, высшим из которых является образ философа, устремленного к высшему знанию. Если знание философа достигает совершенства, он может вернуться в бессмертие. Если же он безнадежно запутался в материальных желаниях, он деградирует и в следующий раз рождается в облике животного. Платон считал, что в следующей жизни обжоры и пьяницы могут стать ослами, люди необузданные и несправедливые могут родиться волками и ястребами, а те, кто слепо следует условностям, вероятнее всего станут пчелами и муравьями. Через некоторое время душа снова эволюционирует до человеческой формы и получает еще одну возможность обрести свободу. Некоторые ученые полагают, что Платон и другие древнегреческие философы черпали знания о реинкарнации из мистических теорий, подобных орфизму, или из традиций Индии.
Славяне, друиды, эскимосы
У древних славян сохранились пословицы, легенды, слова, свидетельствующие о том, что знание закона перевоплощения изначально было доступно каждому. “Из рода в род, такой же урод”, “Не суди по обложке”, “Внешность – обманчива”. (Не отождествляй душу с телом).
Слово ‘гроб’ состоит из двух частей: ГР, вторая -ОБ — указывает на возвращение. Сравните со словами ‘ОБоротень’ — человек, вернувшийся с того света, т.е. душа, обернувшаяся в новое тело, возвратившаяся в новом облике. В музее Британии хранятся расписки и другие юридические документы древнего народа — друидов, которые свидетельствуют, что люди нередко занимали деньги под обещание вернуть долг в будущей жизни. А в жизни эскимосов была традиция, когда стареющий человек начинал присматривать семью, чтобы родиться снова. Выбрав молодоженов, он отправляется к ним и спрашивает разрешения стать их ребенком. Если пара находила этого человека хорошим и уважаемым, то давала своё согласие. Тогда престарелый человек уходит из стойбища, покидал тело, чтобы душа смогла войти в новую семью.
Иудаизм, христианство, ислам
Идея реинкарнации, пусть не всегда четко выраженная, присутствует в учениях иудаизма и раннего христианства. Сведения о прошлых и будущих жизнях часто встречаются в «Кабале», которая, по мнению многих исследователей иудаизма, содержит ключ к расшифровке тайного смысла священных писаний. В «Зоаре», одном из главных текстов «Кабалы», говорится: «Души должны вернуться в абсолютную субстанцию, из которой они некогда вышли. Но для того чтобы сделать это, они должны развить в себе все совершенства, семя которых заложено в них; и если они не достигнут этого за одну жизнь, им придется начать вторую, третью жизнь и так далее, пока они не обретут состояние, которое сделает их достойными воссоединения с Богом». По данным «Большой еврейской энциклопедии», эти взгляды разделяют и евреи-хасиды.
В III веке н.э. теолог Ориген, один из отцов христианской Церкви и выдающийся знаток Библии, писал: «Из-за своей склонности ко злу некоторые души… входят в тела, поначалу человеческие; затем, за неразумные страсти, прожив отпущенный им срок человеческой жизни, они превращаются в животных, с уровня которых деградируют до уровня… растений. Из этого состояния, через те же стадии, они поднимаются, и им возвращают их место в раю».
“Юстин Мученик определённо говорил, что душа более одного раза живёт в человеческом теле, и утверждал, что когда она в другой раз получает материальную форму, она не может помнить предыдущие опыты [в неразвитом состоянии сознания]. Впоследствии, души, сделавшиеся недостойными видеть Бога, будучи в человеческом облике, входят в тела диких зверей…” (Э.Д. Уокер)
Святой Григорий (335 — 394 гг. н.э.), епископ Нисский, говорил: “Абсолютно необходимо, чтобы душа исцелилась и очистилась, и если этого не происходит в течение её жизни на земле, это должно быть выполнено в будущих жизнях”.
В самой Библии много указаний на то, что Христос и его ученики знали о принципе реинкарнации. Однажды ученики попросили Иисуса объяснить им смысл ветхозаветного пророчества о том, что Илия снова появится на земле. В Евангелии от Матфея мы читаем: «Иисус сказал им в ответ: правда, Илия должен прийти прежде и устроить все; Но говорю вам, что Илия уже пришел, и не узнали его… Тогда ученики поняли, что Он говорил им об Иоанне Крестителе». Иначе говоря, Иисус провозгласил, что обезглавленный Иродом Иоанн Креститель был реинкарнацией пророка Илии. В другом месте описывается встреча Иисуса и его учеников с человеком, который был слеп от рождения. Ученики спросили Иисуса: «Кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» Иисус отвечал, что независимо от того, кто согрешил, это была возможность явить дело Божие. Затем он исцелил этого человека. Если допустить, что этот человек родился слепым в наказание за свой собственный грех, он должен был бы совершить его до своего рождения, т.е. в предыдущей жизни. И этого Иисус не оспаривал.
Коран говорит: “Тот худший из всех, кто прогневил Аллаха [Единого Бога] и навлек на себя Его проклятье. Того Аллах обратит в обезьяну или свинью”. (5:60). «Вы были мертвыми, и Он оживил вас, потом он умертвит вас, потом оживит, потом к Нему вы будете возвращены». Последователи Ислама, и это прежде всего относится к суфистам, верят, что смерть — это ни в коем случае не исчезновение, ибо бессмертная душа постоянно переходит из одного тела в другое. Джалалу’Д-Дин Руми, известный поэт-суфист, пишет:
Я умер как минерал и стал растением,
Я умер как растение и возрос до зверя,
Я умер как зверь и стал человеком.
Чего же мне бояться?
Когда со смертью меня становилось меньше?
Древнейшие Ведические знания о Реинкарнации
Слово «веда» — означает знание. Многие русские слова имеют тот же корень: поведать, разведать и т.д. Древние священные писания Индии называются Ведами. В течение многих тысяч лет, как утверждается в этих писаниях, они передавались в устной традиции из поколения в поколение духовных Учителей человечества. С наступлением века Кали, железного века лжи и лицемерия, люди деградировали настолько, что запомнить для них стало означать записать. Поэтому около 5000 лет назад мудрец Шрила Вьясадева, предвидя печальное положение дел в эту эпоху, записал Веды на языке санскрит, который, как утверждают современные лингвисты, является матерью большинства современных языков, в том числе и русского. Веды содержат информацию по всем областям жизни человека, начиная от земледелия, военного искусства (Дханурведа), медицины (Аюрведы) и заканчивая духовной наукой, наукой о душе, Боге и их взаимосвязи.
Историки признают, что Ведические писания – старейший в мире источник знаний.
Достоверность информации писаний подтверждается содержащимися в них сбывшимися предсказаниями о приходе Иисуса, Магомета, Будды и т.д. Помимо всего этого в Бхавишья Пуране содержатся высказывания, относящиеся к таким личностям, как Адам, Ной, Аллах, Шанкарачарья, Джаядева, Кабир, Нанак, Аурангзеб, Шиваджи – вплоть до времени правления Царицы Виктавати, то есть, Королевы Виктории. Там написано даже, как британцы будут строить фабрики в Калькутте. Большинство этих высказываний довольно кратки и не очень детализированы.
Веды подтверждают, что, идентифицируясь с материальной природой, душа способна облекаться в одну из 8 400 000 форм и, однажды воплотившись в конкретную живую особь, естественно переходит от низших форм к высшим и, совершенствуясь, облекается, наконец, в человеческое тело. Сложность темы и необъятное количество подробностей, содержащихся в ведических текстах и комментариях к ним, ошеломляет. Сопутствующие представления, такие как утробная жизнь, описаны в них настолько исчерпывающе, что, судя по заключенному объему знания, Веды по праву считаются самым авторитетным и полным источником сведений относительно природы реинкарнации. Приведем только один небольшой пример: «Бхагавата-пураиа приводит тщательно проработанное описание того, как развивается сознание живого существа, начиная с момента его нахождения в утробе и вплоть до самой смерти:
“После того как живое существо отстрадает в аду и пройдет через все низшие формы жизни, которые предшествуют человеческой, оно, искупив таким образом свои грехи, вновь рождается на Земле, получая тело человека”. (3.30.34)
«Под надзором Верховного Господа и в соответствии с результатами своей деятельности живое существо, душа, входит в мужское семя и вместе с ним попадает во чрево женщины, чтобы воплотиться в теле определенного типа”. (3.31.1)
В течение жизни мы проходим через множество различных тел — младенца, ребенка, юноши, взрослого и т. д., — но остаемся той же самой личностью. Мы не меняемся, меняется только наше тело. «Бхагавад-гита» так описывает первый шаг на пути просвещения: «Точно так же, как душа переселяется из детского тела в юношеское и из него в старческое, так в момент смерти она переходит в другое тело».
«Бхагавад-гита» не прямо ставит вопрос: если душа в течение жизни переселяется из одного тела в другое, тогда почему же считается, что этот процесс прерывается в момент смерти? Семисотый стих «Библии» индуизма проводит следующую аналогию: «Как человек надевает новые одежды, сбросив старые, так и душа принимает новое тело, оставив старое и бесполезное».
В сравнении тела с изношенной одеждой просматривается точно найденная аналогия: мы покупаем одежду в соответствии со своим вкусом и средствами; новое тело мы получаем в соответствии со своими желаниями и кармой, которая и составляет наши «средства» для приобретения будущего состояния существования.
Итак, хотя официальные хранители догмы упорно игнорируют или отрицают этот факт, все основные религии Запада — иудаизм, христианство и ислам — так или иначе, вплели нить реинкарнации в ткань своих учений.
Средние века. Христианство
В 553 году, при обстоятельствах, которые до сих пор тщательно замалчиваются, византийский император Юстиниан приказал изъять из догматов Римской Католической Церкви учения о предсуществовании души. В эту эпоху было уничтожено большое количество принадлежавших Церкви материалов, и ученые считают, что тогда же из церковных писаний исчезли все тексты, посвященные реинкарнации. Однако гностические секты Запада, несмотря на жестокое преследование их со стороны церкви, не дали погибнуть доктрине реинкарнации. (Термин «гностический» – производное греческого «гносис», «знание».)
Необходимо отметить, что всегда было много приверженцев реинкарнации среди разных христианских сект во все времена истории христианства. Эти приверженцы включали церковных служащих и теологов. Некоторые из них поименованы в издании под названием «Реинкарнация: Восточно-Западная антология», которую составил и отредактировал Джозеф Хэд и С .Л. Крэнстон. Один из таких приверженцев — ученый Лэсли Д. Уэзерхэд, автор книги «Факты в пользу реинкарнации», впервые изданной в 1958 г.
В других изданиях указаны Джозеф Гранвилх (1636-1680) — священник короля Чарльза II, преп. Уин-лиан Р. Алджер (1822-1905), унитарианский священники автор авторитетного издания «Критический история доктрины будущей жизни», Филипп Брукс (1835-1893), епископ Епископальной церкви и Уиллиам Р. Индж (1860-1954), настоятель собора Св. Петра в Лондоне.
Было сообщение, что римский католический архиепископ Пасса-валли (1820-1897) принял истинность реинкарнации в возрасте 64-х лет. Он доказывал, что учение о реинкарнации не было осуждено церковью, и что это учение не противоречит ни одной католической догме. Он был убежден, что уже жил на земле много раз.
Эпоха Возрождения
В эпоху Возрождения вновь пробуждается интерес общества к реинкарнации. Одной из самых заметных фигур этого времени был выдающийся итальянский философ и поэт Джордано Бруно, впоследствии, за свое учение о реинкарнации, приговоренный Инквизицией к сожжению на костре. В заключительном ответе на предъявленные ему обвинения Бруно бесстрашно заявил, что душа – “это не тело» и что «она может находиться как в одном, так и в другом теле и переходить из одного тела в другое».
В священных писаниях были пророчества этих событий: “Будет много лжекультов, наводящих религиозное замешательство, в то время как установленное христианство примет форму Вавилона, которое будет преследовать истинных верующих в имени Господа Иисуса Христа”. (Матф.24.5,24.23-7, Откр.17.1-6.)
В условиях жестокого преследования со стороны Церкви учение о реинкарнации могло существовать только в глубоком подполье; так, на Европейском континенте оно сумело выжить только в тайных обществах розенкрейцеров, франкмасонов, кабалистов и т.п.
Эпоха Просвещения
В эпоху Просвещения мыслящие люди в Европе начали освобождаться от пут церковной цензуры. Великий философ Вольтер писал, что доктрина реинкарнации «не абсурдна и не бесполезна», и что «Родиться дважды не более удивительно, чем родиться однажды». И все-таки нельзя не удивляться тому, что в Америке результатом распространившегося сюда из-за океана интереса к этому вопросу было не только глубокое влияние идеи перевоплощения на некоторых отцов нации, но и полное принятие ими этой идеи. Глубокой верой проникнуты слова Бенджамина Франклина: «Обнаружив, что я существую в этом мире, я верю, что в той или иной форме я буду существовать всегда».
В 1814 году бывший президент Соединенных Штатов Джон Адамс, читавший книги по индусской религии, писал другому бывшему президенту, «мудрецу Монтичелло», Томасу Джефферсону, о доктрине реинкарнации. По словам Адамса, некоторые восставшие против Верховного Существа «души были низвергнуты в область совершенной тьмы». Затем их выпустили из темницы и позволили подняться на землю, чтобы они смогли переселиться во всевозможных животных
(рептилий, птиц, зверей и людей), в зависимости от их положения и характера, и даже в овощи и минералы, и там, в служении, пройти свой испытательный срок. Если они безупречно проходили положенные им градации, они превращались в коров и людей. Если в теле человека они вели себя подобающим образом,…им возвращали их изначальный статус и наслаждение в раю».
Наполеон — в Европе — любил рассказывать своим генералам, что в предыдущей жизни он принадлежал к семье Шарлемань. Иоганн Вольфганг фон Гете, один из величайших немецких поэтов, известный драматург и ученый, также верил в перевоплощение и вероятнее всего познакомился с этой идеей, читая индийскую философию: «Я уверен, что так же, как сейчас, я уже бывал в этом мире тысячи раз, и надеюсь вернуться еще тысячу раз».
Трансцендентализм
Интерес к перевоплощению и индийской философии был в значительной степени присущ и американским трансценденталистам, включая Эмерсона, Уитмена и Торо. Эмерсон писал: «Одной из загадок мира можно считать то, что все вещи существуют и не умирают, а только
на время исчезают из поля зрения, чтобы потом вернуться… Ничто не мертво; люди только притворяются мертвыми и покорно переносят похороны и скорбные некрологи; а между тем — вот они, стоят и глядят в окно, здоровые и невредимые, в каком-то новом, непривычном для нас обличье». Из «Катха Упанишад», одной из многочисленных в его библиотеке книг по древней индийской философии, Эмерсон цитирует: «Душа не рождается, она не умирает; ее не из кого не создавали… Нерожденная, вечная, она не гибнет, хотя тело гибнет».
Торо, автор «Уолдена», или «Жизни в лесах», писал: «Насколько я себя помню, я всегда, сам того не сознавая, обращался к опыту одного из предыдущих состояний своего существования». Еще одно свидетельство глубокого интереса Торо к реинкарнации — рукопись «Переселение семи Брахманов», найденная в 1926 году. Эта небольшая по объему работа представляет собой английский перевод рассказа о переселении души, взятого из древней истории, написанной на санскрите. Эпизод, связанный с переселением душ, прослеживает последовательные перевоплощения семи мудрецов в охотников, принцев и животных.
А Уолт Уитмен в своем стихе «Песнь о себе» пишет: “Я знаю, что бессмертен…
Мы уже вычерпали триллионы зим и лет, триллионы их впереди, и триллионы — до них”.
Во Франции знаменитый писатель Онорэ Бальзак посвятил реинкарнации целый роман «Серафита». В нем Бальзак утверждает: «Все человеческие существа проходят через предыдущую жизнь… Кто знает, сколько телесных форм занимает наследник рая, прежде чем его подведут к пониманию ценности уединенного молчания, звездные просторы которого — всего лишь преддверие духовных миров».
В «Девиде Копперфильде» Чарлз Диккенс пытался осмыслить опыт, который косвенно подтверждает существование феномена deja-vu, или воспоминаний о прошлых жизнях. «Все мы переживали время от времени возникающее у нас ощущение, что то, что мы говорим и делаем, уже было сказано и сделано в каком-то далеком прошлом; ощущение того, что в какое-то далекое и почти стершееся из памяти время нас окружали те же лица, предметы и обстоятельства…»
А в России великий Лев Толстой писал: «Как тысячи снов мы переживаем в этой нашей жизни, так и эта наша жизнь есть одна из тысяч таких жизней, в которые мы вступаем из той, более действительной, реальной, настоящей жизни, из которой мы выходим, вступая в эту жизнь, и возвращаемся, умирая. Наша жизнь есть один из снов той, более настоящей жизни, и так далее, до бесконечности, до одной последней, настоящей жизни, — жизни Бога».